Современный религиозный экстремизм: причины возникновения и средства противодействия

(текст доклада на международной конференции "Ислам против экстремизма и религиозного терроризма" Душанбе, 22-23 июля 2015 года)

Проблема религиозного террора, экстремизма и радикализма в той или иной степени существовала во все времена. С древнейших времен и до нашего времени всем радикальным религиозным группам свойственны убеждения которые сводятся к следующим принципам:

  1. Миром правит «зло», которое должно быть устранено
  2. Есть некое царство «зла», которое хочет уничтожить веру
  3. Скоро придет Мессия, который искоренит "зло"
  4. Есть "избранная" община любимцев Божьих, которая отличается от остальных людей. Она содействует искоренению "зла" и спасению верующих.

На современном этапе истории проблема религиозного экстремизма стала принимать глобальные масштабы. Связано это в первую очередь в процессами глобализации. открытостью коммуникаций и свободным информационным обменом.

Этот процесс не обошел стороной территории стран постсоветского пространства. Крушение СССР и потрясения связанные с этим процессом привели к идеологическому кризизу, который стали заполнять проповедники различных религиозных сект. В связи с этим появились понятия традиционных (для данной страны) и нетрадиционных (привнесенных извне) религиозных учений. Часть из них стала представлять угрозу для обществ и государств. Их условно называют последователями политического Ислама. Целью этих группировок является построение политических, экономических и социальных режимов, которые регулируются религиозным законом – Шариатом. Конечная цель это построение теократических исламских государств или мирового Халифата. 

По части достижения этих целей среди политизированных исламских групп нет единой позиции. Некоторые стоят на умеренных позициях и считают, что достигать этой цели необходимо путем просвещения населения и мирной политической борьбой. Другие считают, что достижение этих целей возможно только путем повстанческой деятельности, которая и считается, по их мнению, джихадом. 

Представители радикальных воззрений в Исламе составляют значительное меньшинство из общего числа мусульман. Однако они организованы, обладают определенными структурами, финансированием и являются намного более социально активными. Они стремятся ослабить позиции большинства мусульман, которые придерживаются умеренных позиций, а также ослабить светские институты различных стран. Радикалы имеются как среди представителей нетрадиционных, так и традиционных направлений Ислама и они представляют угрозу для стабильности стран и жизни граждан. 

Однако в среде радикалов не существует единых представлений об исламском миропорядке и средствах его достижения. Каждая секта имеет свои представления об этом, которые могут значительно отличаться от других сект. Поэтому рост исламского радикализма и экстремизма неизбежно приводит к противостоянию между различными направлениями Ислама, что в конечном итоге выливается в глобальное межконфессиональное противостояние. Это также представляет угрозу для стабильности и жизнеспособности различных стран.
Представители радикальных политических исламских группировок занимаются активной проповедью своих воззрений и привлекают в свои ряды молодежь. Отмечены случаи проникновения религиозных радикалов в государственные органы различных стран, а также структуры полиции и армии. Также отмечена высокая активность радикалов в социальных сетях и прочих ресурсах Интернета.

Причины религиозного радикализма

Причин появления религиозного радикализма в современном мире достаточно много. Немалую роль играет налаженная организационная структура, а также целенаправленная пропаганда и финансирование. Однако помимо этого существует  и целый ряд других сопутствующих факторов. Одной из них является процесс  смены поколений. Конкретно для стран СНГ это выражается в старении и уменьшении количества советского и увеличении доли молодого поколения, которое родилось и выросло после крушения СССР, доминирующей идеологией которого был коммунизм. В их среде существует идеологическая пустота, которая часто заполняется различными религиозными верованиями и мистикой. Особенно интенсивно идет этот процесс в тех регионах, где существуют острые социальные противоречия, экономические проблемы, отсутствуют культурные и мировоззренческие альтернативы. 

Социальная несправедливость также является питательной средой для развития религиозного радикализма. Чиновничий произвол, коррупция, взяточничество, нарушение прав граждан и другие подобные факторы приводят к массовому недовольству, которым пользуются представители различных сект для перевода этого процесса в политическое русло.

Психологические проблемы также являются одной из причин вовлеченности людей в радикальные религиозные организации. Они часто бывают связаны с различными социальными проблемами в семьях и обществе. Эти проблемы, а также неспособность человека их решить и приводят к состоянию озлобленности и комплексам неполноценности. В таком психологическом состоянии люди становятся подвержены пропаганде радикалов.

Еще одним фактором является слабая вовлеченность в мировые интеграционные процессы. Во многих регионах мира, населенных мусульманским населением, сохраняется традиционный патриархальный уклад жизни, население во многом живет традиционной жизнью. Этот фактор играет на руку радикальным сектам, для которых все это является питательной средой, так как их религиозные концепции в основном построены на консерватизме.

Безработица и бедность также способствуют успеху пропаганды радикальных групп. Социально неустроенные массы молодежи рассматривают религию в качестве протестного инструмента против существующих социальных проблем.

Неспособность государства создать свою устойчивую идеологию и ценности не дает возможности противодействовать радикальным религиозным группам идеологическом на уровне. В основном все сводится к мерам карательного и запретительского характера. Но этого для успешного противодействия экстремистам недостаточно.

Противодействие религиозному экстремизму

Одним из направлений, которые отрабатываются сегодня, является силовое. Оно сводится к укреплению законодательства и целенаправленной борьбе с радикалами на правовом уровне. В ряде стран СНГ приняты законы по недопущению ведения религиозной проповеди иностранными проповедниками, установлена экспертиза для выявления экстремистской литературы, создан механизм учета и надзора над религиозными организациями путем создания комитетов по делам религий.

Однако этого недостаточно и необходим более широкий комплекс мер для противодействия религиозному радикализму и минимализации его влияния.
В первую очередь государство обязано последовательно отстаивать принципы социальной справедливости. Для этого необходимо ввести действенные механизмы, которые позволили бы, свести к минимуму коррупцию и чиновничий произвол. Также необходимо усиление гражданских институтов и отстаивание законных прав граждан. Нужно идти путем максимального устранения всех причин, которые могут приводить к недовольству значительной части населения. Одновременно с этим необходимо минимизировать безработицу и бедность, повысить уровень жизни населения. В случае выполнения этого пакета мер пропаганда радикалов оказывается затрудненной и малоэффективной.

Решение социальных проблем приводит к здоворому психологическому климату в обществе. А это означает значительное уменьшение людей с различными комплексами, которые потенциально могут восполнять ряды экстремистских религиозных группировок.

Также необходимо вести просветительскую работу по искоренению несоответствующих современному ритму жизни традиций. Вместе с этим должна проводиться работа по интеграции населения в современный глобализирующийся мир. Радикальным группам становится затруднительным проводить пропаганду в среде образованных людей с современным мировоззрением.
Государству необходимо выработать свою устойчивую идеологию и ценности и суметь преподнести это на соответствующем уровне своему населению. Для противодействия какой-то идеологии необходимо выработать свою идеологию. Государственная идеология стран СНГ должна продолжать традиции секуляризма, который имел место за последние 80 лет. Тут особо надо отметить, что секуляризм не является отвержением религии, а только стремится уменьшить ее роль в обществе, создать равновесие между различными мировоззрениями. Уменьшение доли религиозности также позитивный процесс, так как во всем должна быть мера. Все, что превышает меру, становится вредным. Это касается и религии. Этим современный секуляризм отличается от атеизма прошлых лет. Секулярное общество приветствует развитие религиозных институтов в государстве с условием их гармоничного сосуществования со всеми другими порядками и мировоззрениями. Также секуляризм противостоит попыткам политизации религии.

Однако именно в этом вопросе по ряду параметров наметился откат назад. Дело в том, что после десятилетий атеистической идеологии наметился определенный крен в сторону чрезмерной религиозности. А это, в свою очередь создает, питательную среду для радикальных элементов. Поэтому представляется необходимым создание государствами СНГ своих современных национальных концепций секуляризма.

В образовательном процессе, науке, средствах массовой информации необходимо преподносить проблемы религии с позиций позитивизма, рационализма, реалий современности.
С другой стороны религиозные деятели и теологи также должны проповедовать религию с учетом национальных интересов своих стран. А в целом необходимо реформаторское сознание. Одной из главных проблем современного Ислама как раз является очень слабое продвижение в ее недрах реформаторства. Право и догмы, которые в основном были созданы богословами 8-12 веков преобладают и сегодня. Но реалии сегодняшнего дня претерпели серьезные изменения. Уклад жизни, глобализация, урбанизация привели к кардинальным изменениям в мировоззрении и жизни человечества. Кроме того, человечество  прошло периоды различных экономических формаций от первобытно-общинного строя к современному постиндустриальному обществу. Все эти процессы не отобразились в традиционном исламском мировоззрении и не учитываются сегодня. Без религиозного реформаторства невозможно вписаться в современную жизнь. Именно это и приводит к конфликту догматизма с современным миропорядком.