Гуманитарная деятельность религиозных организаций и проблема межрелигиозного диалога

Одной из серьезных проблем современного мира остается проблема религиозной и национальной ксенофобии, которая имеет тенденцию к развитию, что является серьезным препятствием для процессов глобализации и может привести к серьезным политическим, экономическим и цивилизационным конфликтам. Для решения этой проблемы необходимо строить и развивать диалог между представителями различных цивилизаций. 

Особое место в этом процессе занимает межрелигиозный диалог, так как, несмотря на развитие секулярных тенденций в современном мире, религия продолжает играть большую роль в деле формирования мировоззрения людей. Достижение взаимопонимания между представителями различных религиозных мировоззрений возможно хотя бы потому, что все их базовые постулаты базируются на общечеловеческих ценностях, признаваемых всеми цивилизациями. Это в первую очередь относится к религиям авраамической традиции, самыми многочисленными представителями которой являются мусульмане и христиане. 

Мусульманско-христианский диалог на современном этапе является наиболее актуальным, так как в последние десятилетия в связи с развитием коммуникаций и средств информации представители этих двух крупнейших цивилизаций стали больше контактировать друг с другом. Кроме того, появилась проблема международного терроризма, который, к сожалению, пытаются окрасить в религиозные краски. 

Немалую роль играет практика межрелигиозных диалогов и в деле устранения национальной ксенофобии. Все дело в том, что в Европе и Америке проживают большие колонии эмигрантов из мусульманских стран и регионов. В связи с этим часто возникает взаимная неприязнь между коренным населением и пришлым. 

Проблема усугубляется тем, что они принадлежат к различным культурным и цивилизационным пластам, которые в немалой степени формировались под влиянием христианской и исламской религий. Хотя вместе с этим необходимо отметить, что часто многие обычаи тех или иных народов не имеют напрямую отношения к указанным религиям. 
Таким образом, практика диалогов между представителями этих конфессий, несомненно, может помочь достижению взаимопонимания между различными общинами внутри стран и содействовать созданию стабильности. 

Практика межрелигиозных диалогов может также сыграть большую роль в деле устранения различных стереотипов и подозрительности людей в отношении друг к другу. Все дело в том, что в результате непосредственного контакта стороны могут предъявить по отношению к доводам друг друга неопровержимые доказательства несостоятельности тех или иных стереотипов, которые формировались на протяжении многих столетий. 

Межрелигиозный диалог может вестись на самых различных уровнях. Это могут быть встречи и совместная деятельность религиозных лидеров, интеллигенции, философов, социологов, историков, деятелей науки, искусства. В этой связи стоит обратить внимание на взаимосвязь межрелигиозного диалога с деятельностью религиозных гуманитарных миссий. Главная проблема заключается в том, что в большинстве случаев всевозможная гуманитарная помощь осуществляется по конфессиональному принципу. Например, в случае военных конфликтов либо природных бедствий, христианские миссии в основном осуществляют гуманитарную деятельность для христианского населения, а мусульманские для мусульманского. 

Тем не менее, встречаются случаи, когда христианские организации осуществляют гуманитарную миссию в регионах, с преимущественно мусульманским населением. Примером этого является деятельность различных христианских церквей в Азербайджанской республике. Несмотря на то, что значительная часть гуманитарной миссии осуществляется со стороны мусульманских религиозных организаций, тем не менее, в этом деле активно участвуют также и христианские организации. 

Гуманитарная деятельность в Азербайджане за более чем 20-летнюю историю независимости осуществлялась со стороны трех основных конфессий христианства – протестантов, католиков и православных. 

В качестве позитивного примера сотрудничества можно привести протестантскую организацию «Слово жизни / Word Of Life International». Эта организация оказала гуманитарную помощь Азербайджану на сумму более 2 млн. долларов США. На протяжении 1990-х годов несколько самолетов с продуктами и вещами прибыли в в Азербайджан для помощи беженцам покинувшим родные края в ходе армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Гуманитарная помощь раздавалась в лагерях беженцев. Представитель гуманитарной организации «Word Of Life International» в Азербайджане Матс-Ян Содерберг был внесен в книгу «Кто есть Кто, Азербайджан» за 1999 год, где описывалась деятельность организации. (1) 

Необходимо отметить, что в отличие от представителей некоторых других церквей церковь «Слово жизни» относилось лояльно к службе своих адептов в Вооруженных силах Азербайджана. Согласно их официальной информации, «община имеет особо лояльное отношение к службе в Вооруженных Силах Азербайджана, обретшего свободу и независимость. Каждый член общины мужского пола, достигший призывного возраста, обязан служить Родине в Вооруженных Силах Азербайджана и защищать ее рубежи от всякого внешнего врага. Мы глубоко верим, что необходимо воспитывать здоровый интерес к Армии в молодых людях и воспитывать патриотизм не только на словах, но на деле и мы всячески содействуем этой идеологии» (1). Таким образом, каждый член церкви обязан служить в вооруженных силах преимущественно мусульманского Азербайджана и защищать территориальную целостность против любого врага, независимо от его вероисповедания. Такая позиция несомненно служит укреплению доверия между мусульманским и христианским населением страны и содействует межрелигиозному диалогу и толерантности.

Католическая церковь (РКК) также осуществляет гуманитарную миссию в Азербайджане. В частности в 2003 году после визита папы римского Иоанна Павла II в страну прибыла гуманитарная помощь беженцам. «По предварительным расчетам, выделенные Понтификом сто тысяч долларов пошли на приобретение продуктов питания, медикаментов и одежды для пятнадцати тысяч беженцев, проживающих в Баку» (2).

После этого РКК еще несколько раз осуществляла такую миссию. Например, в 2008 году Госсекретарь Ватикана кардинал Тарсисио Бертоне совершил официальный визит в Азербайджан. «Он принял участие на церемонии открытия в Баку католической церкви и оказании гуманитарной помощи вынужденным переселенцам из оккупированных Арменией территорий Азербайджана» (3).

Бакинская и Азербайджанская епархия Русской Православной Церкви (РПЦ), как и другие церкви, осуществляет гуманитарную миссию в Азербайджане. Иерархи церкви участвуют в различных республиканских и международных форумах посвященных гуманитарным проблемам. В качестве примера можно привести участие руководителя Информационного отдела Бакинской епархии протоиерея Александра Асташкина на круглом столе «Гуманитарная катастрофа, связанная с пленными, пропавшими без вести и взятыми в заложники гражданами, в международном праве» в 2016 году (4). Мероприятие было организовано Государственной Комиссией по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан.

Другой известной акцией РПЦ является участие главы епархии архиепископа Александра в организации сдачи крови для больных талассемией в в 2015 году (5).
В том же году представитель Бакинского Епархиального Управления протоиерей Константин Поминов принял участие в международной конференции «Охрана культурно-религиозного наследия Кавказа».  Конференция была организована организацией Института по правам человека НАНА и Государственным Комитетом Азербайджанской Республики по взаимодействию с религиозными образованиями. (6)

Мусульманские гуманитарные организации также проводят акции помощи населению, исповедующему другие верования. В качестве примера такой помощи можно привести помощь мусульман США пострадавшим от наводнения христианам в Пакистане в 2015 году. «Мусульманская община штата Теннеси пожертвовала World Vision 11 000 долларов на нужды пострадавших от стихии семей в городе Шабарра провинции Хайбер-Пахтунхва (бывшая Северо-западная пограничная провинция» (7).
Еще одним примером является инициатива создания в России совместной православно-мусульманской гуманитарной миссии. «Подобная миссия могла бы посещать проблемные страны и рассказывать о российском опыте, предлагая добрые услуги, в том числе – организацию встреч, совместное проведение соответствующих курсов по пропаганде толерантности и веротерпимости» (8).

Также мусульманские организации содействуют освобождению заложников. Например, мусульмане Германии предложили свою помощь в освобождении Сюзанны Остхофф, которая в 2005 году проводила в Ираке археологические исследования, и была похищена неизвестными лицами (9).

Подобного рода взаимные гуманитарные миссии христианских и мусульманских организаций содействуют установлению и укреплению доверия между представителями различных культур. В конечном итоге это способствует толерантности и терпимости между людьми. Поэтому подобного рода деятельность должна быть еще более активизирована. В особенности это касается мусульманских благотворительных организаций. Несмотря на их участие в различных межконфессиональных гуманитарных миссиях, тем не менее, они больше оказывают помощь пострадавшим из мусульманских регионов, то есть своим единоверцам. Однако в настоящее время такие явления, как террор, войны и нестабильность некоторые мировые круги пытаются связать с исламской религией. Частично им это удается. Поэтому в межрелигиозном диалоге должна быть больше заинтересована именно мусульманская сторона для преодоления различных стереотипов, которые установились на Западе. Активизация гуманитарной деятельности мусульманских благотворительных организаций в немусульманских регионах мира могла бы стать серьезным шагом для ломки этих стереотипов.

Ссылки:

  1. Церковь "Слово Жизни" Азербайджан, Баку. (21 апреля 2016).
  2. Католическая Церковь Азербайджана приступила к распределению средств, выданных Папой на нужды беженцев.
  3. Госсекретарь Ватикана откроет в Баку католическую церковь.
  4. Новости Бакинско-Азербайджанской Епархии.
  5. Новости Бакинско-Азербайджанской Епархии.
  6. Новости Бакинско-Азербайджанской Епархии.
  7. Мусульмане помогают христианам.
  8. Представители мусульманского и православного духовенства России выступили с инициативой создания Гуманитарной миссии.
  9. Мусульмане помогают освобождать заложников.