Постмодернизм и традиционные ценности в современном Азербайджане

Доклад на бакинском Международном Гуманитарном Форуме 11 октября. Я выступил с этим докладом в Театре Юного Зрителя в секции «Традиционные ценностные системы в постмодернистской культуре»

Азербайджанские просветители конца 19-го-начала 20 веков проделали огромную работу по выведению мусульманского и тюркского населения из-под пресса национально-религиозных догм и создания принципиально нового модернистского мировоззрения. Таким образом, можно c уверенностью сказать, что традиция модернизма в современном Азербайджане имеется. Этот процесс был продолжен в советское время, однако шел под идеологическим прессом советской идеологии.

Именно поэтому в современном Азербайджане на сегодняшний день исламско-религиозного образа жизни мало. Это можно ощутить любому приезжему сюда по количеству женщин в мини юбках, обилием в городе баров и дискотек. Да и внешний вид населения страны далеко не фундаментальный исламский. На первый взгляд может показаться, что Азербайджан вполне европейская страна.

Однако на самом деле это далеко не так. Дело в том, что подавив религиозное мировоззрение, азербайджанские просветители так и не сумели подавить самое главное – национально-племенные клановые традиции и обычаи, которые являются главной причиной проблем нашего общества. Они как были, так и остались. Даже стали развиваться и приобретать все новые формы, обрастать новыми догмами.

Общество у нас давит на каждого человека и лишает его свободы. В первую очередь тирания начинается в семьях, где главенствуют предпочтения родителей и родственников. Практически ничего невозможно сделать без разрешения не только близких, но и отдаленных родственников. Они ничего не дают сделать такого, что бы не вписывалось в их представления о тех или иных вещах. В конечном итоге они блюдут свои интересы – материальные и моральные. А формирующаяся личность им безразлична. Любое новшество, не стандартный стиль поведения и мышления натыкается на мощное противодействие родни. Эта особенность влияет на каждого человека и лишает даже взрослых людей своей воли, творческого начала. Эта тирания заставляет любого человека лишь подстраиваться под остальных людей, а не творить свободно.

За основу всего в семьях берется не логика, не здравый смысл, не потребности и право на самовыражения человека, а понятия и традиции семьи и родни, без которых ничего позитивного сделать становится невозможным. Человек уже тогда становится моральным рабом и ставится в унизительное положение.

Часто формирующиеся дети становятся жертвами навязываемых им поняток родителей и другой родни и подавляются уже в детстве. Они обречены вечно пребывать в психологии приспособленчества, соглашательства. Этот психологический пресс в конечном итоге формирует двуличие, которое приводит к двойственности, а также ханжеству во всем. Внешне люди выглядят как бы «правильными» (с точки зрения понятий общества и семьи), а с другой ввергаются в различные пороки. Но только тихо и тайно, чтобы это не нарушало общественного мнения о нем.

Это рабство продолжается в обществе, которое повсюду у нас давит на человека и заставляет его подстраиваться под какие-то совершенно необоснованные, нелогичные догмы, которые приняты тут. Вырабатывается некий единый стиль поведения, которому обязаны следовать все, всех принуждают принимать определенные ценности, отказ от которых расценивается, чуть ли как не национальную измену. На самом же деле эти традиции направлены опять же на то, чтобы подавить волю и свободу человека и ввести его в рамки определенной системы, в которой бы он был только безликим существом, вечно считающимся с порядками и понятиями других людей. Любое сомнение и вопросы об общепринятых этим обществом ценностях расценивается как бунт и человек рискует превратиться в изгоя. В то же время все общественные пороки процветают тайно и скрытно. В нашем обществе ханжество возведено в культ. Очень многие осуждают на словах то, чему симпатизируют в сердце. Совершают то, что внешне осуждают. Главная цель не дать вырастить свободных и совершенных людей, людей со своим характером, со свободной волей, не допустить свободы в обществе. Все обязаны быть в рамках навязываемой морали и понятий. Ведь в свободном обществе будет цена личности, люди будут выделяться по своим естественным качествам, необходимо будет над собой работать, конкурировать с другими для сохранения своего «Я». А этого очень многим не хочется. Им нужно только всех сделать одинаковыми и выделяться только благодаря своему положению и количеству денег. Делается все, чтобы весь народ именно к этому и стремился. Не утверждение свободной, оригинальной и неординарной личности культивируется тут, не моральные и духовные ценности, а лишь искусственно созданные догмы.

Даже современные ценности западного мира, которые по тем или иным причинам оказываются приемлемыми для нашего общества, тоже возводятся в статус догм и становятся частью нашей традиции. То есть любое новшество становится в конечном итоге догмой.

Вот лишь один пример стремления нашего общества подчинить всех одному типу поведения, мышления и вкусов. К примеру, всем всегда внушается, что национальная мелодия мугам является совершенной и обязательной для симпатий всех. Кто рискует сказать, что эта музыка ему не нравится, рискует стать чуть ли не предателем и изменником родины. Когда лично я говорю, что не люблю мугам, даже интеллигентные и вроде европейски мыслящие люди меня укоряют за это, не говоря уже об остальных. Фактически дается мне понять, что если я не имею таких же вкусов, как все, то я перестаю быть азербайджанцем. Но почему? На этот вопрос ответа никто давать не собирается. У нас вопросов задавать не принято.

Многие традиционные ценности преподносятся как благие. На первый взгляд они такими кажутся. Однако при внимательном размышлении оказывается, что они содержат очевидные ляпы и противоречия.

Вот один пример: говорят, что уважение к старшим является положительной отличительной особенностью нашего народа. Однако возникает справедливый вопрос о том, почему мы должны уважать старшего, если он этого не достоин, ведет себя неадекватно, не уважает окружающих, ничем особенным не отличается и т.д. Сколько примеров того, что на самом деле многие старшие как раз не достойны уважения. Многие и них виновны во многих проблемах страны и народа, не уважают окружающих, погрязли в коррупции и взяточничестве. Они унижают молодежь, заставляют ее следовать своим капризам и, таким образом, лишают их свободы самовыражения. Будучи студентом, я часто видел преподавателей, которые унижали студентов. Я их еще тогда презирал. И сейчас таких немало. За что их уважать?

Таким образом, это декларируемое "достоинство" уважения старших на самом деле является орудием порабощения молодежи, лишения их свободы и самовыражения. Структура этого феномена сводится к тому, что старшие подавляют молодых. Потом молодые подрастают, становятся старшими и сами начинают давить молодое поколение. И эта тирания не прекращается. Это явление напоминает армейскую дедовщину.

Разумеется, что с таким мировоззрением, таким укладом жизни приобщиться к постмодернистскому миру невозможно. Внешние проявления прогресса не означают того, что у нас постмодерн начался. Он скорее является уделом лишь некоторых одиночек. Я совершенно не хочу сказать, что традиционное мировоззрения и предпочтения других людей не имеют право на существование. Они, конечно же, должны быть. Но и традиционалисты обязаны признать существование альтернативных ценностей, которые может исповедовать любой гражданин нашей страны. Причем не только исповедовать для себя. Но и пропагандировать их. Ведь каждый имеет право на пропаганду мировоззрения. Особенно протест против сущjavascript://ествующих общественных ценностей в настоящее время зреет в среде молодежи.

Поэтому в обществе должны проводиться дебаты и полемики по ценностным проблемам. Необходимо открыть все эти вопросы для широких дискуссий, проводить теледебаты и открывать возможности для альтернативного типа мышления, альтернативных ценностей. Ведь постмодерн именно характеризуется тем, что каждый человек создает свой мир, который необязательно должен совпадать с ценностями других людей и окружающего его мира. Истина, в постмодернистской парадигме, тоже у каждого своя. Даже если что-то объективно выглядит по-другому, все равно каждый выстраивает свое отношение к этой вещи независимо от ее объективного состояния. Поэтому никакой истинной, единственно верной идеи или вещи в постмодернистском мышлении быть не может. И в этом направлении и необходимо двигаться, если наши граждане желают приобщиться к сообществу цивилизованных наций. Количеством новостроек, роскошных автомобилей мини-юбок и дискотек этого достигнуть невозможно. Все это есть и в таких странах, как Саудовская Аравия или Оман, которые современными назвать никак невозможно.

Однако наше общество к этим дебатам не готово и всячески им сопротивляется. Поэтому и наши власти не готовы начать этот процесс, так как общественные настроения им этого не позволяют делать. Поэтому в такой ситуации пока необходимо вести целенаправленную работу, направленную на критику азербайджанских национальных традиций, общественных и семейных устоев. Нужно содействовать тому, чтобы как можно большее количество людей, а особенно молодежи, осознали то, что альтернативу существующим порядкам создать можно. Эту критику нужно вести каждому человеку на своем уровне везде. В особенности идеальным местом для этого являются социальные сети интернета, форумы и блоги.

Критика общественных устоев общества приводит к постепенному изменению настроений более молодого поколения и прогрессивно настроенных представителей старшего поколения. Углубление сомнений в верности традиций заставит общество, наконец, начать дебаты по всем этим вопросам и вводить альтернативу привычным ценностям, национальной психологии и укладу жизни. Только таким путем наш народ может приобщиться к постмодерну.

Таким образом, дело азербайджанских просветителей прошлого необходимо продолжать в новых изменившихся условиях современного мира. Без этого приобщение Азербайджана к современному миру невозможно.