1998
В последнее время в среде мусульман постсоветского пространства наблюдается растущая активность различных сектантских группировок, которые, используя то обстоятельство, что в течение многих десятилетий наши народы жили в условиях воинствующего атеизма, пропагандируют чуждые нам вероучения. Причём в борьбе за “души людские” они действуют по принципу — “для достижения цели все средства хороши”, пуская в ход как откровенную ложь, клевету и оскорбления в адрес исламской религии и её принципов, так и дезинформацию об основных положениях нашей веры, используя незнание многими людьми отдельных принципов исламского вероучения.
Так, в последнее время активность проявляет секта “Свидетелей Иеговы”, которая распространяет свои пропагандистские брошюрки. В одной из них, под названием “Время для истинной покорности Богу” мы видим заведомо ложную трактовку нескольких аятов Корана, содержащих информацию о христианах и их писании.
Но, прежде всего, необходимо дать информацию о секте “Свидетели Иеговы”. Эта секта выделилась в самостоятельную организацию из другой группы - адвентистов в 1872 г. Это произошло в США, где они провозгласили себя “Исследователями Библии”. Позже, руководители нового движения Ч. Рассел и Дж. Руттерфорд провозгласили, что второе пришествие Христа уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931 г. это движение приняло новое название — “ Свидетели Иеговы ”. Затем, в 1942 г. Ч. Рассел, Д. Руттерфорд и Н. Норр разработали вероучение иеговизма, которое несколько отличается от других конфессий христианства.
ВЕРОУЧЕНИЕ "СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ".
Основные его положения изложены в книжке “Что от нас требует Бог?” (Изд. Watchtower Bible and Tract Society of New-York, Inc. 1996).
Согласно Иеговизму, Бог един, не является “троицей” и именуется в числе прочих имён — Иеговой. На первый взгляд, такой подход к сущности Бога надо приветствовать. Ведь эта истина исповедуется мусульманами на протяжении последних 1400 лет. Опровержение догмата троичности Бога, принятого на Никейском соборе (325 г.) — главное, что отличает Иеговизм от других конфессий христианства. Однако на самом деле в этом учении, как и у других христиан, имеются весьма существенные отклонения от этого принципа. Идея абсолютного Единства Бога включает в себя единение Его во всех Его проявлениях и атрибутах. Монотеист должен быть убеждён в том, что только Он является Творцом всего сущего и только Ему одному нужно совершать поклонение. Творец не нуждается ни в помощниках, ни в сотоварищах в актах сотворения и управления сотворённого.
Однако Иеговисты утверждают, что “Иегова (Бог) использовал Иисуса в качестве искусного “помощника” при создании всего на небе и земле”. (“Что от нас требует Бог”, стр.6 абзац 1), в то время как ими же говорится, что “Иегова создал всё, что на небе и земле”. (Там же, стр.4, абз.1). Кроме того, Иисус, оказывается, является Его главным представителем. Ответа на вопрос о том, для чего Всемогущему Богу понадобился помощник в сотворении и управлении миром, книжка “Чего от нас требует Бог?” не даёт. Создается впечатление, что Ему одному это было не под силу. Опровергнув “троицу”, в которой Иисус является составной частью божественной субстанции, идеологи этого движения считают, что он был сотворён Богом, но, тем не менее, является особым существом. По их мнению, Иисус — первое создание Бога и до своей земной жизни был “духовной личностью”, как и сам Иегова.
В этом образе Иисус представляет собой тот же “логос” Гераклита и Филона, что и в других конфессиях христианства, с тем лишь исключением, что иеговисты вывели его из состава “троицы”. Однако, если у других христиан этот античный “логос” несколько “завуалирован” “троицей”, то у них он виден, что называется невооружённым глазом...
Понятие “логоса” как необходимости, которая правит миром, впервые было введено Гераклитом Эфесским (VI-V вв. до нашей эры). Позже этот термин стал применяться в античной философии как некое промежуточное звено, или посредник между бесконечно далёким от мира Богом и его творением. Христианские богословы ввели его в Божественную субстанцию в качестве второй ипостаси (лица) тройственной сущности Бога. “Логос” с этого времени стал называться Иисусом. “Логос” вошёл в христианское вероучение посредством языческих философий неоплатонизма и неопифагореизма.
Главный идеолог неоплатонизма Плотин считал, что божественное первоначало путём эманации (истечения) переходит в божественный ум, который дробится на множество умов. Следующим этапом эманации божественного первоначала становится душа, распадающаяся на множество душ и, наконец, божественный свет переходит в материальную природу. Итак, имеет место лестница, по которой истекает на природу божественное первоначало: 1.Божественная субстанция. 2.Мировой ум. 3.Мировая душа. После этого божественный свет переходит на материальную природу. Эта модель была перенесена в христианство и проявилась там в качестве лиц (ипостасей) Бога. "Отец" стал христианским божественным первоначалом, "Сын" — божественным умом, "Святой дух" — божественной душой. Именно таким образом (по аналогии с философией Плотина) Бог проявляется и воздействует на сотворённый им мир. Эта схема была заимствована у неоплатоников главным представителем раннехристианской философии Августином Аврелием (Блаженным) и канонизирована ортодоксальной церковью.
Идеологи Иеговизма же, отвергнув “троицу” заменили её сотворённым образом Иисуса, который представлен у них в качестве “помощника” Бога. Тем не менее, им вовсе не удалось уйти из- под влияния языческой античной философии. Этим шагом иеговистам удалось всего лишь несколько ослабить влияние на их вероучение неоплатонизма, зато этим самым они существенно сблизились с позицией другого направления античной философии, оказавшего большое влияние на христианство, — неопифагорейцами.
Согласно последним, Бог мыслится как единая основа мира, как духовная сущность, что в точности повторяется в книжке “Что от нас требует Бог” (стр.4, абз.З). Он стоит выше всех противоположностей и выше всех мыслимых положительных свойств. В то же время Бог есть причина всех вещей. Чтобы объяснить противоречивую природу Бога, который признавался неопифагорейцами стоящим выше всякого свойства, ими была выдвинута идея о существовании между Богом и миром посредника, или серии посредников или звеньев. Один из наиболее видных представителей неопифагореизма Филон Александрийский (I в. до н. э. - I в. н. э.) считал “логос” Гераклита этим самым посредником или помощником Бога.
Что же касается иеговистов, то они назвали этот “логос” Иисусом, но в отличие от других христиан не ввели его в качестве ипостаси в божественную сущность, а приняли филоновскую доктрину не в интерпретированном, а в буквальном смысле.
Секте “Свидетелей Иеговы” свойственно показывать, что их убеждения полностью соответствуют Библии. B своей литературе приводятся подтверждения почти каждой мысли из Священного писания. Однако сегодня современной наукой доказано, что Библия на протяжении истории многократно изменялась и на сегодняшний день не может считаться богооткровенной. Поэтому все ссылки на этот источник ничего для мусульман не значат, так как невозможно установить, что является в Библии результатом божественного откровения, а что - результатом деятельности людей, изменивших определённые места этой книги. Кстати, сами иеговисты косвенно подтверждают этот факт. Например, в книжке “Что от нас требует Бог?” можно прочитать: “Имя Бога — Иегова. В большинстве переводов Библии имя Бога удалили и заменили титулами Господь и Бог" (стр. 4 абз. 2). Непонятно только, что они называют переводом, а что оригиналом? Дело в том, что оригиналов книг Библии, восходящих непосредственно к пророкам, которым они ниспосылались посредством откровений от Бога, не сохранилось. Даже самые древние рукописи Нового Завета написаны на греческом языке, а не на семитском, на котором говорил сам Иисус. Сами названия Евангелий Нового Завета говорят о том, что они написаны другими людьми и представляют собой повествования о жизни этого человека. Они вовсе не являются тем самым истинным откровением, которое было ниспослано Иисусу Богом. Поэтому утверждения о том, что будто бы иеговисты обладают неким оригиналом хотя бы одной из книг Библии, не имеют под собой никаких оснований. То, что они называют оригиналом, на самом деле является одной из версий многочисленных переводов священного писания христиан.
Таким образом, все ссылки на Библию, сделанные в их учении для обоснования идеи посредничества Иисуса между Богом и миром, не имеют божественной основы и являются отражением идей античной языческой философии, привнесённых в священное писание, или же представляют собой трактовки библейских стихов с точки зрения идеологов Иеговизма.
Как и все христиане, “Свидетели Иеговы” признают “первородный грех”. Искупить его можно только уверовав в “логос” — Иисуса. Согласно учению иеговистов, после распятия Иисус был вновь оживлён Иеговой. Затем он опять возвратился на небо в качестве духа. Кстати, распят он не был, а был повешен на бревне, что для них очень важно.
Своеобразно понимают Иеговисты и дальнейшую историю человечества. Царство Божье, понятие которого встречается в Новом Завете, они понимают как “правительство, которое возглавляет царь” (“Что от нас требует Бог?”, стр.12, абз.1). Причём, когда оно будет править на земле, “исполнится воля Бога не только на небе, но и на земле” (Там же). Отсюда следует, что на всем протяжении истории мира божественная воля на земле не проявлялась. Следовательно, эта секта отрицает божественное предопределение и объясняет все процессы, происходящие в этом мире как случайное стечение обстоятельств. Подобное можно встретить и у многих античных философов. Таким образом, отрицание необходимости (предопределения) находится в противоречии не только с исламским монотеизмом, но и христианским вероучением, согласно которому Бог всегда присутствует в этом мире и всё происходит по его воле.
Далее иеговисты считают, что этим “царём” будет Иисус. Иегова, оказывается, уже дал ему власть с 1914 года. Правда, ни к чему хорошему для людей это событие не привело, так как “Иисус изгнал с неба Сатану и его злых ангелов в пределы земли” (Там же, стр.12 абз.4). Поэтому с этого времени положение на земле резко ухудшилось. Однако иеговисты “успокаивают” своих почитателей тем, что это положение временно и “нынешняя система переживает свои последние дни” (Там же, стр.13, абз.4). Как всё это похоже на “пророчества” авантюристов, которые периодически “предсказывают” установления “царства Божьего” на земле аж с I века от рождества христова до сегодняшнего дня. Ни одно из этих “пророчеств”, естественно, не сбылось. Ведь знание об этом дне, согласно Корану, принадлежит Аллаху, и никто из смертных людей не может знать об этом.
Как бы то ни было, согласно иеговистам, Иисус скоро придёт и установит царство справедливости, в котором все будут счастливы и не будет ни смерти, ни болезней. На протяжении этого периода Сатана будет закован Богом и зла не будет. Через 1000 лет Иисус передаст царство обратно Иегове. Что будет потом - в книге не сообщается.
Учение “Свидетелей Иеговы” представляет собой не только синтез античной и христианской философии. В нем присутствуют элементы религиозно-философских учений Востока, прежде всего митраизма и зороастризма, которые в начале нашей эры вели конкуренцию с христианским учением в охваченной кризисами Римской империи. Некоторые из христиан включили положения восточных культов в своё учение. Это были так называемые “гностики”, которые, хотя и были объявлены еретиками официальной церковью, но, тем не менее, оставили следы в христианском вероучении. У “Свидетелей Иеговы” влияние митраизма прослеживается в дуализме доброго и злых первоначал.
Вот что можно прочитать в книжке “Чего от нас требует Бог?” о Сатане: “Сатана означает “враг”. Такое имя носит главный враг Бога. Вначале он был совершенным ангелом, жившим с Богом на небе. Но позднее он стал много думать о себе и захотел поклонения себе” (стр.8, абз.1). Из этих строк невозможно понять, кто же первичен и более могуществен — Бог или Сатана, и что означает термин — “совершенный ангел? Неужели, кроме Бога, есть ещё что-то совершенное? А если есть, то не означает ли это, что это “что-то” разделяет с ним власть над миром? Согласно этой книжке означает. В начале иеговисты пишут, что у Бога есть "помощник", как будто Он не может править единолично, а теперь говорится о каком-то “совершенном” существе, которое к тому же находит в себе силу враждовать не с кем ни будь, а с самим Господом Богом. Согласно этой книжке можно сделать вывод, что Сатана является самостоятельной субстанцией зла. Вообще противопоставление добра и зла противоречит исламскому монотеизму, так как предполагает изначальность этих двух начал. Согласно Корану Сатана вовсе не требовал поклонения себе, так как знал, что это право Единого Бога. Его преступление заключалось в том, что он не выполнил Его приказа поклониться человеку (Адаму), в то время как все другие ангелы сделали это. Поэтому он стал врагом человека, а не Бога, враждовать с которым никому не под силу. Зло не является самостоятельной субстанцией, а является всего лишь качеством, сотворённым Богом, как и всё остальное. Зло — это продукт сознания мыслящего субъекта, воплощённое в конкретное действие. Сатана же является только стимулятором этого процесса. Усилием воли, которую Аллах дал людям, человек может побеждать его.
Однако вернёмся к сути учения иеговистов. Противопоставление доброго и злых начал они переняли у гностиков. Такое понимание размывает идею единичной божественной сущности и по существу означает распад её на две субстанции, которые к тому же находятся в состоянии антагонистической борьбы между собой.
Далее иеговисты утверждают, что в результате этой борьбы одна субстанция одержит победу над другой (Иегова над Сатаной), правда, по всей видимости, временную, как это понимается из этой книжки: “Сатана будет скован на тысячу лет” (стр.10, абз.4). Ну, чем не борьба между Ахурамаздой (добрым началом) и Ариманом (злым началом) в Зороастризме? Всё это произойдет за те же самые 1000 лет правления Иисуса. Причём “не будет никого, кто вредил бы земле” (стр.10, абз.4.), что ещё раз доказывает, что иеговисты считают сатану самостоятельным началом. Подобные идеи не совместимы с монотеизмом.
В вопросе эсхатологии “Свидетели” отрицают наличие рая вне земли. Рай, по их мнению, будет на этой земле. Ада же в их вероучении вообще нет. Всех, кто не будет выполнять волю Бога в бытность Иисуса царём, Он просто уничтожит. Эти идеи противоречат не только Исламу, но и ортодоксальному христианству.
Таким образом, остаётся подвести итог всему комплексу вопросов, поднятых по этой теме:
1. Учение секты “Свидетели Иеговы” опровергает Единобожие (Toвxид) тем, что утверждает возможность сотворения и управления миром не только Единым Богом, но и Его помощником — “логосом” (Иисусом), заимствованным из греческой философии.
2. Их учение дуалистично, так как предполагает антагонизм доброго и злых начал (Бог и Сатана), что также заимствовано из языческих философий, но уже восточных. Дуализм, так же как и идея “логоса”, является ширком (придание Аллаху равного), согласно Исламскому вероучению, и является наитягчайшим грехом.
3. Они отрицают предопределение и понятия рая и ада вне земли, что
противоречит Корану.
2. Измышления Иеговистов в адрес коранических аятов и опровержение
их утверждений.
Сторонниками секты "Свидетели Иеговы" распространяются брошюрка под названием “Время для истинной покорности Богу” (Изд. Watchtower Bible and Tract Society of New-York, Inc. 1994), в которой для обоснования своего вероучения они используют, как ни странно, аяты из Корана. Однако делают они это очень хитро. Метод иеговистов заключается в следующем: они вырывают из контекста сур отдельные аяты и рассматривают их без связи с основным содержанием книги Аллаха. Поэтому у неосведомлённого читателя создаётся впечатление, что Коран будто бы подтверждает их доктрину.
В книге “Время для истинной покорности Богу”, в подзаголовке “Как найти книгу истины?” читаем: “Где можно найти Божьи письменные указания для нас? У читателей Корана уже есть какое-то представление об этом, потому что в этой книге часто упоминаются писания, называемые “словом Бога” (Тора, Псалтырь и Евангелие) (стр.18.). По мнению Иеговистов следует, что сам Коран не является божественной книгой и появился непонятно откуда для того, чтобы дать людям понять, что таковыми являются книги Библии, которой сегодня располагают христиане. Но самое главное, что для “доказательства” этого абсурда они обращаются к цитатам из этой книги. Автор этой книги, который, наверное, из тактических соображений не подписался под ней “подкрепляет” эту мысль следующим аятом из Корана: “(Богобоязненные)... веруют в то, что ниспослано тебе (Мухаммаду), и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены...” (2:3). На первый взгляд, автор этой книги делает правильный вывод. Однако только на первый... Дело в том, что он сознательно умалчивает о других аятах Корана, которые вносят ясность в понятия “что послано тебе” и “что послано до тебя”. Под “что послано тебе” подразумевается Коран. Что же касается выражения “что было послано до тебя”, то тут нужно внести ясность и опровергнуть лживое утверждение автора этой брошюры, согласно которому это - Библия, которой располагают сегодня христиане. Дело в том, что здесь речь идёт о Торе, Псалтири и Евангелии, ниспосланных Богом Моисею, Давиду и Иисусу в чистом, неискажённом виде и не дошедших до наших дней. Современные же книги Библии представляют собой не оригиналы этих писаний, а их переводы и копии, содержащие вставки более позднего периода, осуществлённые определёнными людьми на протяжении более чем трехтысячелетней истории Библии. Сегодня этими фактами располагает наука. Поэтому в том виде, в котором эти писания дошли до нас, они уже не могут считаться богооткровенными. Ведь смысл пророческой деятельности Мухаммада заключается в том, что уже в его время (7-й век) божественная истина была искажена и для восстановления её Бог послал Коран посредством пророка Ислама, отменивший все старые писания. В доказательство этого приведём аяты из Корана, о которых умолчал неизвестный автор книги “Время для истинной покорности богу”:
1. “О обладатели писания (христиане)! К вам пришёл наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании (Торе, Псалтири, Ёвангелии) и проходя мимо многого” (Коран 5:15).
2. “А среди них (христиан) есть такие, которые своими языками искривляют писание, чтобы вы сочли это писанием, хотя оно и не писание, и говорят: “Это от Аллаха, а это не от Аллаха, и говорят они на Аллаха ложь, зная это” (Коран 3:78).
Поэтому аят (2:3), приведённый неизвестным автором брошюрки иеговистов, надо рассматривать во взаимосвязи с этими двумя аятами. Следовательно, любой мусульманин действительно верит в то, что ниспослано Мухаммаду и тому, что ниспослано было до него. Однако он признаёт не те экземпляры искажённой Библии, которыми сегодня располагают христиане, а истинные тексты Торы, Псалтыря и Евангелия, являющиеся результатом божественного откровения пророкам Моисею, Давиду и Иисусу. Но эти тексты не дошли до наших дней.
После этого неизвестный автор приводит, во множестве, различные аяты из Корана, которые относятся к писаниям, ниспосланным Богом до последнего откровения, однако и они вырваны из общего контекста и рассматриваются без взаимосвязи с остальными. Ответ на измышления неизвестного автора по поводу других аятов аналогичен приведённому выше. А вот другой пример явной фальсификации этим автором смысла другого аята. Он пишет: “Однако Коран, кроме того, подчёркивает, что недостаточно только знать, какие книги являются словом Бога. Нам необходимо делать то, что эти книги говорят” (стр.20). “Доказывает” он это утверждение аятом из Корана (5:73), который он приводит не полностью: “Скажи: “О люди писания! Вы ни на чём не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа...” На этом он прекращает цитирование этого аята, остальная часть которого опровергает его “доказательства”. Приведём его здесь: “...Но у многих из них низведённое тебе (Коран-Мухаммаду) от твоего Господа увеличивает только заблуждение. Не горюй же о людях неверных”.
В связи с тем, что слова “...вы ни на чём не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа...” переведены с арабского Крачковским не совсем ясно, необходимо внести некоторые разъяснения. В переводе Корана на азербайджанский язык (В.Мамедалиева) эти строки читаются следующим образом: “Если вы не будете следовать правильно Торе и Евангелию и ниспосланному вам (Корану)...” Однако правильно следовать этим писаниям сегодня невозможно, поскольку они изменены и не сохранили изначальной чистоты. Поэтому нужно следовать только Корану, единственному писанию, сохранившемуся в первоначальном виде и не претерпевшему искажений со стороны людей,которым располагает на сегодняшний день человечество.
После этого неизвестный автор, процитировав подобным образом ещё несколько аятов, пришёл к следующему заключению: “Коран учит тому, что эти три писания Тора, Псалтырь и Евангелие — от Бога. Надо признавать их и следовать им”. Ну что же, нам остаётся только “поблагодарить” этого человека за то, что наконец-то, через 1400 лет нашёлся кто-то, который указал нам, мусульманам, чему надо следовать, а чему нет. Нет, господа миссионеры от иеговизма, Коран не призывает нас следовать вашим изменённым текстам писания и признавать их, тем более что вы сами в них сомневаетесь. Наш Коран является последним и окончательным словом Господа, и следовать нужно только ему. Что же касается ваших умозаключений, то ищите их подтверждения где хотите, только не в писании мусульман.
1419 год хиджры (1998).