«Традиционные ценностные системы в постмодернистской культуре». 

(Cтенограмма выступления, 2011 год)

Модератор: Теперь дорогие друзья, возвращаемся к Азербайджану. Я попрошу господина Айдына Ализаде, доктора философии.

Айдын Ализаде – доктор философии: Спасибо! Сегодня я хотел бы коснуться азербайджанской тематики. Думаю, она вам будет интересна. Речь идёт о постмодерне и модерне. Я хотел бы затронуть эту проблему в том аспекте, где мы находимся, где я живу. Я могу говорить, что там происходит: в Америке, в Европе, в России.

Я конкретно живу здесь и могу говорить о том, что меня окружает. Я думаю, что эта тема будет всем интересна.

У нас проблема всех этих дел находится в следующем положении. Конечно, вы, наверное, выходя на улицу, видите, что Азербайджан вроде бы мусульманская республика, традиционная. Но здесь мусульманство как бы не ощущается. С одной стороны, вы можете прийти к такому логическому заключению, что как хорошо там в арабских странах!

Все женщины ходят в закрытых одеждах, а здесь девочки ходят в мини юбках, мальчики ходят на дискотеки и т.д.
Это всё, конечно, существует. Явно видно- это модернистские явления в Азербайджане прошли. Они прошли ещё в конце 19- начале 20 века, когда ещё под влиянием России и Европы у нас здесь образовалась плеяда тюркских просветителей. Азербайджанских тогда ещё не было, они работали для просвещения мусульманских народов ещё тогда в Российской империи. Ну и конкретно они работали здесь. Ну и таким образом им удалось разломать традиционное общество, которое было здесь. С этого фактически начался наш модернизм. Далее модернистские явление продолжали протекать с советскими оттенками- соцреализм, что потом было разгромлено. Вопрос такой, что именно было разгромлено.

Во-первых, у нас было разгромлено традиционное религиозное мировозрение. Мы все с вами свидетели, что Баку – европейский город. Более европейский, чем города. Средней Азии. Азербайджан продвинулся больше, чем республики Средней Азии, которые тоже входили в это поле, в котором находился Азербайджан. Возникает вопрос, в самом ли деле в Азербайджане до конца прошёл этот модернизм и насколько мы готовы к переходу в постмодернизм. Вся проблема в том, что я, конечно же, выражаю свои дискуссионные взгляды. Это лишь моё мнение.

Я считаю, что деятельность азербайджанской просветительности того времени носила половинчатый характер, она не до конца достигла своих успехов. Прагматическое традиционное мышление азербайджанского народа полностью сломлено не было. И сейчас проблема на эту тему тоже существует. Здесь уже проблема в другом. Вроде бы существовали религиозные ценности, фактически азербайджанские просветители убрали эту религиозную подоплёку, а национальные, которые ещё древнее, они всё ещё в пластах сохранились и до сих пор сохраняются. Наше общество продолжает жить в консерватизме, в таком догматическом виде.

Этот догматизм начинается с личности и проникает в общество. В чём это проявляется? У нас такая постановка вопроса во всём должна существовать единая мораль, единая нравственность. Когда кто –то себя ведёт как-то не так, как принято в обществе, сразу начинают говорит: « Посмотрите на него, как он может так себя вести. Мы знали его отца, деда, прадеда. Он как бы уже не азербайджанец. «Вот это очень остро здесь у нас стоит. Здесь культивируется один тип мнения, один тип общественного сознания. Государство наше поддерживает свободу, демократию. Это прекрасно. Однако низовые структуры, наша семья, наше общество – оно очень сильно консервативно. Фактически низовые структуры, в которых догматизм ещё пока не сломлен, он тормозит развитие государства и государственной политики тоже. У нас вот такая проблема возникает.

Ну, что я хочу привести пример. Везде говорят: « Ох! Какое у азербайджанского народа великое достижение! Здесь уважают взрослых, почитают взрослых…» и т. д. Я это квалифицирую как натуральное рабство, фактически раболепство одной личности перед другой. В чём выражается это раболепство? Возникает вопрос , а сколько мы видим этих старших, которые не заслуживают этого уважения, которые терроризируют молодёжь. Очень много у нас здесь, которые унижают молодёжь. Зачем уважать такого взрослого!? Или же в семье такой авторитарный режим- уважайте своего родителя! А если он не достоин уважения? Результатом всего этого является постановление гражданина Азербайджана ещё в самом младенческом возрасте в рабство. Он пребывает в рабстве, растёт в рабстве, а потом сам становится рабом. И формируется такая психология, если человек раб, он старается сделать рабом молодое поколение. Рабство порождает рабство. Фактически это приводит нашу молодёжь к рабству. В дальнейшем, во взрослом состоянии, как в армии старики унижают молодых, а потом молодые становятся стариками, унижают последующих. Вот такая же ситуация у нас присутствует в данный момент в обществе. Становится человек взрослым и его цель- это подавить младшего. Внутри в подсознании у него сидит эта психология. В семье тоже самое.

Вот к примеру. Почему все должны любить азербайджанскую национальную мелодию? Я понимаю, кто-то может любить национальную мелодию мугам. А мне, например, мугам не нравится. А я не могу об этом открыто сказать, я вам честно говорю. Вот такая вот анормальная ситуация. Ну теперь что нужно делать. Я считаю, что для того, чтобы общество стало действительно современным, постмодернистским, необходима полемика в обществе. Сейчас существует социальная сеть, интернет, фейсбук. Вот здесь сидит молодёжь. Побольше активности, критикуйте все ценности, которые существуют в нашем обществе, не скрывайте недостатки, говорите, выражайте недовольство. Вот в этом случае к вам прислушаются и к мнению вашему.

Модератор: Большое спасибо за такую речь против рабства…

Доцент кафедры философии АУЯ Шукюфа Джабарова: Очень трудно выступать после такого эмоционального и действительно постмодернистского выступления уважаемого профессора. Но все-таки хотелось бы вернуться в руло наших дискуссий, которые велись на предыдущих панелях...

Доклад сделан на основе статьи: Постмодернизм и традиционные ценности в современном Азербайджане