| Айдын Али-заде (до 1989 года Алиев) - азербайджанский историк философии, религиовед, культуролог, полемист, историк, писатель. |
Родился 21 октября 1963 года в Баку. Внук Искендера Алиева и Абуталыба Абдуллаева. После окончания средней школы получил высшее образование в Азербайджанском инженерно-строительном институте. В 1981—1983 годах проходил военную службу, был матросом ВМФ СССР.
После службы во флоте поступил на работу в Производственное Газовое Управление г. Баку (Бакгаз), где вначале работал слесарем, затем мастером, начальником смены аварийной службы (1985—1993) и начальником участка (1993—1998). После чего подал в отставку со своей должности и завершил хозяйственную деятельность.
Научную деятельность начал в 1997—2000 годах. В 1997 году стал диссертантом Института Философии и Права Национальной академии наук Азербайджана (НАНА).
В 2001 году защитил кандидатскую, а в 2009 году докторскую диссертации.
С 2003 года работает в этом институте (ныне Институт Философии). В настоящее время является главным научным сотрудником отдела «Социологии» и членом диссертационного совета по общественным наукам.
Является автором изданных в Азербайджане и других странах научных книг (монографий, полемических и апологетических трудов, энциклопедических словарей, учебных пособий, литературных произведений), статей и переводов. Кроме этого, под его редакцией были изданы книги азербайджанских, российских и зарубежных авторов.
Впервые исследовал деятельность мусаватского антисоветского подполья (1923-1927) и репрессионное дело "Запасного правотроцкистского центра контрреволюционной националистической организации (1938-56)" в Азербайджане.
В своей научной деятельности имеет ряд достижений, участник международных научных конференций. На его научные труды ссылаются ученые и исследователи из стран СНГ.
По части методологической новизны, совмещает научную деятельность с активной полемической деятельностью на форумах и социальных сетях Интернета.
Основные направления научной деятельности: История философии, религиоведение, культурология, история, полемика.В 2005—2015 годах преподавал философию, культурологию, философии религии, религиоведение, истории религий, политологию, социальной антропологию, социологию труда в Бакинской Музыкальной Академии, Бакинском Государственном Университете, Азербайджанском Государственном Педагогическом Университете, Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби. В 2008 году получил звание доцента.
Известен своими выступлениями, интервью и статьями в азербайджанских и российских СМИ.
В 1999—2008-х годах участвовал в богословских форумах интернета, где вел полемику с представителями различных конфессий и создал свои ресурсы. В результате этого написал полемические и апологетические[1][2] труды. Известен реформаторскими взглядами на исламскую религию, которые выразил в полемических трудах[3][4], написанных в ходе виртуальных дискуссий на различных богословских форумах Интернета. Активность в этой сфере привлекла внимание исследователей и ученых, которые упоминали его в своих научных работах[5][6]. Также его деятельность стала объектом критики со стороны некоторых богословов и ученых.
После 2010 года развернул в социальных сетях полемику вокруг общественных и межнациональных проблем. Занимается блогерством, видеоблогерством и развивает просветительскую деятельность в Википедии.
В феврале 2006 года был участником проведённого в Тургеневской библиотеке Москвы второго Православно-Исламского диспута, в качестве консультанта главного докладчика от мусульманской стороны Али Вячеслава Полосина. Диспут освещался в российской прессе[7], о нём были написана статья в энциклопедии[8] .
В 2008—2009 годах был привлечён к судебному разбирательству по поводу написанной им статьи "Новруз и исламская доктрина", которую сотрудники ФСБ Самарской области сочли экстремистской. Однако в ходе судебного разбирательства обвинение не сумело обосновать свою позицию. В связи с этим суд отказался признавать статью экстремистской[9].
Процесс освещался российскими СМИ[10][11], были написаны аналитические статьи[12].
Этот судебный процесс был первым в череде дальнейших процессов по запрету некоторых признанных судами экстремистскими исламских книг, публикаций и интернет-ресурсов в России, на протяжении нескольких последующих лет[13]
Является автором литературно-философских эссе, рассказов, полемических произведений[14]. В своей деятельности широко использует сарказм, эпатаж, иронию, сатиру[15].
