Айдын Али-заде (до 1989 года Алиев) - азербайджанский историк философии, религиовед, культуролог, полемист, историк, писатель.  

Родился 21 октября 1963 года в Баку. Внук Искендера Алиева и Абуталыба Абдуллаева. После окончания средней школы получил высшее образование в Азербайджанском инженерно-строительном институте. В 1981—1983 годах проходил военную службу, был матросом ВМФ СССР.

Деятельность в хозяйственной сфере

После службы во флоте поступил на работу в Производственное Газовое Управление г. Баку (Бакгаз), где вначале работал слесарем, затем мастером, начальником смены аварийной службы (1985—1993) и начальником участка (1993—1998). После чего подал в отставку со своей должности и завершил хозяйственную деятельность.

Научная деятельность

Научную деятельность начал в 1997—2000 годах. В 1997 году стал диссертантом Института Философии и Права Национальной академии наук Азербайджана (НАНА).

В 2001 году защитил кандидатскую, а в 2009 году докторскую диссертации.

С 2003 года работает в этом институте (ныне Институт Философии)[1]. В настоящее время является главным научным сотрудником отдела «Социологии» и членом диссертационного совета по общественным наукам[2].

Является автором изданных в Азербайджане и других странах научных книг (монографий, полемических и апологетических трудов, энциклопедических словарей, учебных пособий, литературных произведений)[3], статей[4] и переводов[5]. Кроме этого, под его редакцией[6] были изданы книги азербайджанских, российских и зарубежных авторов.

Впервые исследовал деятельность мусаватского антисоветского подполья (1923-1927)[7] и репрессионное дело "Запасного правотроцкистского центра контрреволюционной националистической организации" (1938-56) в Азербайджане[8].

В своей научной деятельности имеет ряд достижений[9], участник международных научных конференций[10]. На его научные труды ссылаются ученые и исследователи из стран СНГ[11].

По части методологической новизны, совмещает научную деятельность с активной полемической деятельностью на форумах и социальных сетях Интернета.

Основные направления научной деятельности: История философии, религиоведение, культурология, история, полемика.

Педагогическая деятельность

В 2005—2015 годах вел занятия по философии, культурологии, философии религии, религиоведению, истории религии, политологии, социальной антропологии, социологии труда в Бакинской Музыкальной Академии, Бакинском Государственном Университете, Азербайджанском Государственном Педагогическом Университете, Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби[12]. В 2008 году получил звание доцента.

Общественная деятельность

Известен своими выступлениями[13], интервью[14] и статьями[15] в азербайджанских и российских СМИ.

Деятельность в Интернете

В 19992008-х годах участвовал в богословских форумах интернета, где вел полемику с представителями различных конфессий и создал свои ресурсы. В результате этого написал полемические и апологетические[16][17] труды. Известен реформаторскими взглядами на исламскую религию, которые выразил в полемических трудах[18][19], написанных в ходе виртуальных дискуссий на различных богословских форумах Интернета. Активность в этой сфере привлекла внимание исследователей и ученых, которые упоминали его в своих научных работах[20][21][22]. Также его деятельность стала объектом критики со стороны некоторых богословов и ученых[23].

После 2010 года развернул в социальных сетях полемику вокруг общественных и межнациональных проблем[24]. Занимается блогерством[25], видеоблогерством[26] и развивает просветительскую деятельность в Википедии[27].

Участие в православно-мусульманском диспуте

В феврале 2006 года был участником проведённого в Тургеневской библиотеке Москвы второго Православно-Исламского диспута[28], в качестве консультанта главного докладчика от мусульманской стороны Али Вячеслава Полосина. Диспут освещался в российской прессе[29], о нём были написана статья в энциклопедии[30], .

Судебный процесс в Самаре

В 2008—2009 годах был привлечён к судебному разбирательству по поводу написанной им статьи "Новруз и исламская доктрина", которую сотрудники ФСБ Самарской области сочли экстремистской. Однако в ходе судебного разбирательства обвинение не сумело обосновать свою позицию. В связи с этим суд отказался признавать статью экстремистской[31].

Процесс освещался российскими СМИ[32][33], были написаны аналитические статьи[34].

Этот судебный процесс был первым в череде дальнейших процессов по запрету некоторых признанных судами экстремистскими исламских книг, публикаций и интернет-ресурсов в России, на протяжении нескольких последующих лет[35]

Литературно-философская деятельность

Является автором литературно-философских эссе, рассказов, полемических произведений[36]. В своей деятельности широко использует сарказм, эпатаж, иронию, сатиру[37].

Награды

  1. За заслуги в развитии азербайджанской Википедии награжден вики орденами, медалями и знаками.
  2. По данным украинского журнала "Личности" включен в список самых примечательных личностей Азербайджана.

Ссылки:

  1. Перейти к: Сайт Института Философии НАНА.
  2. Перейти Сайт Национальной Академии Наук Азербайджана.
  3. Перейти Книги // Сайт Айдына Али-заде.
  4. Перейти Статьи // Сайт Айдына Али-заде.
  5. Перейти Переводы // Сайт Айдына Али-заде.
  6. Перейти Редакторство // Сайт Айдына Али-заде.
  7. Перейти «Мусават». Азербайджанское подполье в борьбе за независимость страны // Уроки истории. Мемориал.
  8. Перейти Красный террор в Азербайджане // Уроки Истории. Мемориал..
  9. Перейти Достижения // Сайт Айдына Али-заде.
  10. Перейти Научные конференции // Страницы Айдына Али-заде.
  11. Перейти Ссылки // Сайт Айдына Али-заде.
  12. Перейти Преподавательская деятельность // Сайт Айдына Али-заде.
  13. Перейти Выступления // Сайт Айдына Али-заде.
  14. Перейти Интервью // Сайт Айдына Али-заде.
  15. Перейти Статьи в СМИ // Сайт Айдына Али-заде.
  16. Перейти Ислам не такой! А какой? 40 ответов критикам Корана и Сунны (в соавторстве с А. В. Полосиным). М.: Ансар, 2008, 288 s. (Apologetika, polemika).
  17. Перейти Исламская апологетика. Ответы критикам Ислама. Баку: Текнур, 2007, 420 с..
  18. Перейти Проблемы современного исламского мировоззрения. Баку: Текнур, 2009, 238 с.. alizadeh.narod.ru. Проверено 19 июня 2018.
  19. Перейти Полемика на религиозно-философские темы // Сайт Айдына Али-заде.
  20. Перейти [http://alizadeh.narod.ru/xat.html Ефремов Е. Н. Богословские аспекты Православно-Мусульманского межконфессионального диалога в постсоветской России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. I. C. 79, 81.].
  21. Перейти Данилов В. Л. Мусульманская книжная культура в интернете // Вестник Омского университета. № 1. Омск, 2008, с. 113-114..
  22. Перейти Ефремов Е. Н. Русская Православная Церковь и российская умма: основные направления социального артнерства и межконфессионального диалога в постсоветский период. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2012 с. 11, 18.].
  23. Перейти Критика // Сайт Айдына Али-заде.
  24. Перейти Полемика на светские темы // Сайт Айдына Али-заде.
  25. Перейти Айдын Ализаде. www.facebook.com.
  26. Перейти Aydin Alizade. YouTube.
  27. Перейти Деятельность в Википедии // Сайт Айдына Али-заде.
  28. Перейти Второй Диспут с Мусульманами(Сысоев vs Полосин).
  29. Перейти В Москве прошел православно-исламский диспут
  30. Перейти Мусульманско-православные диспуты
  31. Перейти Суд отказался признать брошюру «Праздник Ноуруз и исламская доктрина» экстремистским материалом
  32. Перейти Прокуратура продвигает экстремистский сайт // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 10 от 17.03.2008. — С. 62
  33. Перейти В Самаре мусульманский сайт признан экстремистским и запрещен решением суда Архивировано 13 ноября 2013 года.
  34. Перейти Алексей Макаркин. Настоящий экстремизм // Ежедневный журнал
  35. Перейти Остановить запреты на литературу // Совет муфтиев России
  36. Перейти Сайт Айдына Али-заде.
  37. Перейти Шейх на тропе джихада.