Али-заде, Айдын Ариф оглы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Айдын Ариф оглы Али-заде (Алиев) (азерб. Aydin Əlizadə) (21 октября 1963(19631021), Баку, АзССР, СССР) — азербайджанский религиовед и исламовед, философ религии и культуролог, полемист[1] и эссеист[2]. Доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела «Религиоведения и философских проблем культуры» Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана. Айдын Али-заде является автором целого ряда научных и научно-популярных работ по философии, религиоведению, культурологии, всемирной истории, которые были изданы в Азербайджане, России и других странах СНГ.[3]. Участник православно-исламского диспута проведенного в 2006 году в Москве[4][5].

Биография

Родился 1963 году в Баку в семье служащих. Трудовую деятельность начал, ещё учась в старших классах средней школы. Работал слесарем по починке газовых приборов в квартирах.

В 1978—2000 годах работал в Производственном газовом управлении (ПГУ) Баку.

В 1980 году после окончания бакинской средней общеобразовательной школы № 189 поступил в Азербайджанский инженерно-строительный институт на заочное отделение.

В 1981—1983 годах — матросом Каспийской флотилии Военно-морского флота Советского Союза[6].

В 1983—1988 годах после возвращения с военной службы продолжил учёбу в институте. Был рабочим и прокладывал газовые трубы на улицах Баку.

В 1985—1992 годах работал инженером, а потом начальником смены аварийной службы ПГУ г. Баку.

В 1988 году окончил институт с дипломом инженера—строителя.

В 1993—1998 годах был начальником службы Производственной газовой единицы (ПГЕ) Ясамальского района г. Баку. После этого завершил работу в газовом хозяйстве и около двух лет был безработным. На протяжении этого времени поменял специальность и занялся научной и педагогической деятельностью. Сам Айдын Али-заде объяснил такой крутой поворот в своей жизни следующим образом:

« В свои 35 лет я испытал духовный кризис и задал себе вопрос о том, что неужели до конца своей жизни должен буду прокладывать на улицах газовые трубы, следить за ходом ремонтных работ в квартирах абонентов, инструктировать рабочих? Ведь не для этого я появился на свет. Я должен в корне поменять свою жизнь, порвать со своим прошлым и начать новую жизнь. Сказав это самому себе, я так и сделал, навсегда прекратив свою деятельность в качестве инженера. После этого моя жизнь поменялась и возрадовалась моя душа. Ведь впереди меня ждала насыщенная, интересная и содержательная жизнь.[7] »

Научную деятельность начал в 1997—2000 годах. Был участником различных философских и религиоведческих конференций.[8]. Ещё работая в газовом хозяйстве г. Баку Айдын Али-заде стал соискателем в Институте философии и права Национальной академии наук Азербайджана (НАНА). В 2001 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук.

С 2003 года работает в Институте философии и права НАНА. В настоящее время является главным научным сотрудником отдела «Религиоведения и философских проблем культуры» этого института. Также является членом диссертационного совета.

В 2008 году в Бакинском государственном университете защитил диссертацию по истории философии на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Божественная и земная власть в исламском мировоззрении: историко-философский аспект».[9]

Научная и общественная деятельность

Наибольших успехов в своей научной деятельности Айдын Али-заде добился в области религиоведения, философии и истории религии. Интерес к этим сферам был вызван крахом коммунистической идеологии, в результате чего на пространстве стран СНГ повысился интерес к религии и в частности к исламу, по истории и философии которого ощущался недостаток качественной литературы на русском языке.

Для популяризации мусульманского мировоззрения, ознакомления русскоязычных читателей с историко-философскими, богословскими и мировоззренческими аспектами Ислама и мусульманского мира, Айдын Али-заде создал сайт «Ислам как он есть» (http://islam.boom.ru), который функционировал в 2001—2007 годах. Также в 2000—2004 годах создал и вел почтовую рассылку[10]. На этих ресурсах он в основном публиковал свои труды, а также статьи других авторов по исламской тематике. Как показали дальнейшие события (в частности судебный процесс в Самаре), эти ресурсы в значительной мере содействовали просвещению и ознакомлению русскоязычных читателей с исламским наследием.

В русскоязычном сегменте Интернета длительное время вел полемику в основном на религиозно-философских форумах «Еретиков» (1999—2001), разделах «Православие и ислам» Православного форума дьякона Андрея Кураева (Сейчас форум апостола Андрея Первозванного) (2001—2009) и Православного форума «Слово» (2010—2011). На протяжении этого времени был также участником некоторых мусульманских интернет-форумов «Islam.ru», «Islam.kz». На основе дебатов, проведенных на этих форумах, Айдын Али-заде написал все свои полемические труды.

Первым изданным в Баку трудом Айдына Али-заде стала монография «Коран и Библия: сравнительный анализ» (2002). В этой монографии он провел сравнительное исследование первоисточников христианства и ислама. Эта книга впоследствии была выложена на некоторых популярных российских[11] и украинских[12] электронных ресурсах.

На протяжении 2004—2013 годов Айдын Ализаде издал в Москве 4 труда: Исламский энциклопедический словарь, книгу по истории ранних мусульманских государств «Хроника мусульманских государств I—VII вв. хиджры», апологетический труд «Ислам не такой. А какой?» (в соавторстве с Али Вячеславом Полосиным) и монографию «Божественная и земная власть в Исламе» по проблемам власти в Исламе. Все эти труды были изданы при содействии редактора московского издательства «Умма» Асламбека Эжаева, главного редактора сайта «Islam.ru» и директора издательства «Ансар» Марата Сайфутдинова и председателя российского центра «Аль-Васатыя» Али Вячеслава Полосина.

Все эти книги были написаны на научном и научно-популярном уровне и не являлись пропагандистскими. В связи с этим они рассчитаны не только на мусульманскую, но и на более широкую читательскую аудиторию, которая интересуется проблемами исламского мировоззрения.

Наряду с этим популяризировал мировоззрение христианства в Азербайджане. Является автором первого и пока единственного в новейшее время труда по истории и философии раннего христианства написанного на азербайджанском языке «Xristianlıq: tarix və fəlsəfə (ilk çağlar)» (Раннее христианство: история и философия)[13]. Эта книга была издана решением Учёного совета института Философии и права НАНА и сегодня используется в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов азербайджанских университетов.

В феврале 2006 года был приглашён редактором мусульманского сайта «Islam.ru» М. Сайфутдиновым в в Тургеневской библиотеке для участия на православно-мусульманском диспуте, где с мусульманской стороны главным докладчиком был Али Вячеслав Полосин, а с православной — священник Даниил Сысоев. Айдын Али-заде был одним из консультантов Полосина вместе с Аскаром Сабдиным из Казахстана.[14]

В 2008 году собрал отредактировал и систематизировал все свои проведенные полемики на различных форумах и издал их в Баку под обобщающим названием «Исламская апологетика. Ответы критикам ислама». Это был первый в новейшее время фундаментальный труд по апологетике Ислама на русском языке, отработанный на основе реальной многолетней интернет-полемики с критиками ислама. После этого он был переработан, отредактирован и дополнен А. В. Полосиным и издан в Москве с двойным авторством (А. В. Полосин, А. А. Али-заде) под названием «Ислам не такой. А какой?».

После 2008 года Айдын Али-заде, который внимательно ознакомился с принципиальными проблемами истории, философии, мировоззрения мусульманского мира, стал критически относиться к этому наследию. По его мнению, в своем традиционном виде оно не способно вписаться в реалии современного мира и нуждается в коренных реформах. Таким образом, он встал на позиции модернизма. По этим проблемам он вёл полемику с мусульманскими традиционалистами на различных интернет-форумах. В результате этих дискуссий в 2009 году он издал в Баку полемический труд «Проблемы современного исламского мировоззрения (религиозно-философские диалоги)», где подошёл к положениям мусульманского традиционного мировоззрения и права с позиций модернизма и критицизма. Этот труд был издан решением ученого совета института Философии и права НАНА.

Айдын Али-заде также является автором многочисленных статей на русском и азербайджанском языках, изданных в Азербайджане, России, Украине и других странах[15][16].

На его труды ссылаются другие авторы и исследователи[17]. Его деятельность по популяризации исламского мировоззрения в России и СНГ исследуется в научных работах других авторов[18].

Также на труды Айдына Али-заде писали опровержения православные и мусульманские критики[19].

Судебное разбирательство в Самаре

В 2008—2009 годах Айдын Али-заде был привлечен к судебному разбирательству в России. Все началось с того, что 16 марта 2007 года в исторической мечети Самары распространялась статья «Праздник Новруз и исламская доктрина», автором которой был он[20]. Эта статья была взята с его сайта www.islam.boom.ru, который он вел в те годы.

В статье рассказывалось о происхождении этого праздника, который празднуется на Ближнем и Среднем Востоке, а также проводились параллели с исламским богословием. Несмотря на то, что статья была сугубо познавательной, ФСБ Самарской области усмотрело в ней признаки разжигания межнациональной и религиозной вражды и направило дело в суд с заявлением о признании сайта www.islam.boom.ru экстремистским, и о прекращении его деятельности.

Первоначально решением суда этот сайт был закрыт. Однако дело рассматривалось около года, в течение которого были назначены три экспертизы. В конце концов судья Самарского районного суда города Самары Ольга Кривицкая отказала в иске прокурору о признании экстремистским текста брошюры Айдына Али-заде «Праздник Новруз и исламская доктрина» и сайта «Ислам как он есть» (www.islam.boom.ru). Судья решила, что прокурор не смог доказательно обосновать свою позицию. Айдына Али-заде на этих судебных разбирательствах представлял адвокат Рустем Валиуллин[21].

Несмотря на то, что на суде было доказано отсутствие экстремизма на сайте «Ислам как он есть» www.islam.boom.ru, тем не менее, Айдын Али-заде не стал обращаться к администраторам этого ресурса для его открытия и этот сайт прекратил свое существование. Причину этого он изложил следующим образом:

« Я не являюсь богословом и открыл этот сайт только для популяризации знаний о мусульманской истории и философии и для размещения своих трудов. Там я публиковал свои религиоведческие статьи. Однако потом я это дело забосил и больше этот сайт не обновлял. Поэтому несмотря на то, что судебным решением мне удалось доказать отсутствие экстремизма на сайте "Ислам как он есть" www.islam.boom.ru, тем не менее, я не стал обращаться к администраторам этого ресурса для его открытия, так как считаю его более не актуальным. В настоящее время исламских ресурсов в сети достаточно много и нет необходимости в продолжение функционирования того сайта. Однако многие мои работы, которые когда-то были выставлены там, сейчас находятся на моем персональном сайте[22] »

«Дело о Новрузе» в то время освещалось российскими СМИ[23][24], были написаны аналитические статьи[25] и по поводу этого Айдын Али-заде дал интервью татарскому информагентству Исламтат[26].

Этот судебный процесс был первым в череде дальнейших процессов по запрету некоторых признанных судами экстремистскими исламских книг, публикаций и интернет-ресурсов в России, на протяжении нескольких последующих лет[27].

Педагогическая деятельность

В 2005—2009 годах Айдын Али-заде читал лекции на кафедре «Общественных наук» Бакинской Музыкальной академии и на кафедре «Истории философии и культурологии» Бакинского государственного университета (БГУ) по предметам: философия, культурология, философия религии, история религии, политология. В 2008 году получил звание доцента. С 2012 года по сегодняшний день читает лекции на кафедре «Социологии» БГУ по предметам: экология, социология труда, социальная антропология. В апреле 2014 года читал лекции по религиоведению в Казахском Национальном Университете им. Аль-Фараби [28].


Литературно-философская деятельность

После 2010 года Айдын Али-заде стал совмещать научную деятельность с публицистической и литературной. На протяжении этого времени им были написаны многочисленные философские и литературные эссе, короткие рассказы, фельетоны. Эти произведения он вначале писал в классическом[2], а потом в постмодернистском стиле[29]. В них он стал выдавать высокие научные и философские понятия и категории на понятном простом народном языке. Для простого доведения мысли до читателя он использует жаргоны и даже ненормативную (обсценную) лексику. В его рассказах и эссе границы между этими различными жанрами оказались стертыми и слились воедино.

В эссе, рассказах, фельетонах Айдына Али-заде высокие философские идеи, мысли, категории изложены на привычном для масс народа языке. В этих работах Айдын Али-заде раскрывает проблемы общества в саркастической, цинической, иронической, эпатажной, травестийной форме. Является одним из первых азербайджанских авторов, который пишет в таком стиле.

« Используя стиль постмодерна, стирая границы между высоким и низменным, традиционной моралью и современными понятиями, я как бы совместил воедино две части своей жизни. Ведь молодости на протяжении многих лет был простым рабочим и слесарем. В те времена общелся с простыми людьми, народными массами и даже социальными низами; усвоил их язык, психологию, образ мышления, привычки, понятия, шутки, колкости. Затем перешел в научную сферу и изучил научные категории, этику и т.д. После этого я сумел совместить эти два этапа своей жизни в своих литературных и философских произведениями, написанными в постмодернистском стиле. [30] »

Кроме того, на литературную деятельность Айдына Али-заде повлияли и его многолетние беседы со своими друзьями в бакинских чайных заведениях (чайханах), в которых традиционно проводили время азербайджанцы. В этих беседах серьезные разговоры часто велись в ироническом и саркастическом стиле, а также сопровождались шутками и ненормативной лексикой. Чайхана еще с периода его юности была предтечей его постмодернистской литературно-философской деятельности потому, что именно там не было границ между высоким и низменным, серьезным и саркастическим, возвышенным и цинизмом. Все это представляло собой единое целое, что и нашло отражение в его произведениях много лет спустя.

« Большую роль в становлении моего мировоззрения сыграли беседы, шутки, брань в бакинских чайных заведениях, которые я часто посещал. В среде нашего народа "чайхана" пользуется дурной репутацией, считается, что ее посещают бездельники. Однако на самом деле беседы, которые я вел там на протяжении многих лет, были очень интересными и содержательными. Там я общался с разными людьми, в том числе и интеллектуально развитыми. Именно там я научился искусству полемики, научился аргументировать сказанное и логическими доводами отстаивать свою точку зрения. Все это расширило мой кругозор и дало толчок для ведения полемики на научных и общественных уровнях. Там же я прошел школу цинизма, сарказма, травестии, а также научился сочетать "высокое" с "низменным". Все это было использовано в моей последующей литературно-философской деятельности. [30] »

Во многих своих литературно-философских произведениях Айдын Али-заде пытается объяснить различные явления в мире, природе, обществе посредством познания самого себя. Эта особенность особенно ярко проявляется в описании им проблем общества, которое он проводит посредством метода самокритики и даже самоуничижения. Самым ничтожным, незначимым, неразумным он прежде всего объявляет самого себя, а уже после этого анализирует все остальные вопросы в сравнении с собой.

Свои работы, написанные в постмодернистском стиле он размещает на своей странице социальной сети Facebook. Часть из них была опубликована на азербайджанском портале «Портале культуры и искусства». Некоторые философские эссе были выставлены на сайте азербайджанской службы радио «Свобода». Постмодернистские произведения Айдына Али-заде также собраны на его cайте «Бакинская чайхана18+». Работы написанные в классическом стиле находятся на его персональном сайте.

Монографии, энциклопедии, книги

Научные и научно-популярные статьи

Полемика

Переводы

Рагимов И. М. Философия преступления и наказания. — Баку: Шарг-Гарб, 2014. — 320 с. (перевод с русского на азербайджанский язык А. А. Али-заде)

Библиографические ссылки и цитирования другими авторами

Критика

Интервью

Литературно-философские труды

На русском языке

На азербайджанском языке

Примечания

  1. Полемика
  2. 1 2 Эссе
  3. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8
  4. В Москве в Тургеневской библиотеке прошел православно-исламский диспут // РИА Дагестан. — 8 февраля 2006 года.
  5. Мусульманско-православные диспуты. // Ислам в Москве: энциклопедический словарь. ИД Медина.
  6. Aydin Əlizadə / биография Айдына Али-заде  (азерб.)
  7. Aydın Arif oğlu Əlizadə (Əliyev)
  8. Конференции
  9. Али-заде, Айдын Ариф оглы. Божественная и земная власть в исламском мировоззрении: историко-философский аспект : автореферат дис. … д-ра философ. наук : 09.00.03 / А. А. Али-заде ; Бакинский государственный университет. — Баку, 2008. — 54 с. 100 экз.
  10. Ислам — религия истины
  11. Коран и Библия: сравнительный анализ
  12. Коран и Библия: сравнительный анализ
  13. Xristianlıq: tarix və fəlsəfə (ilk çağlar) / Ранее христианство: история и философия
  14. Второй Диспут с Мусульманами(Сысоев vs Полосин)
  15. Məqalələr
  16. Русская Православная Церковь и российская умма. Тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Ефремов, Евгений Николаевич, c. 11, 18
  17. Критика)
  18. Андрей Бондаренко Желтая карточка для самарского имама // Независимая газета, 02.11.2007
  19. Суд отказался признать брошюру «Праздник Ноуруз и исламская доктрина» экстремистским материалом
  20. Судебный процесс относительно статьи "Новруз и исламская доктрина" (2007-2009)
  21. Прокуратура продвигает экстремистский сайт // Журнал "Коммерсантъ Власть" № 10 от 17.03.2008. — С. 62
  22. В Самаре мусульманский сайт признан экстремистским и запрещен решением суда
  23. Алексей Макаркин. Настоящий экстремизм // Ежедневный журнал
  24. Интервью по «Делу о Новрузе»
  25. Остановить запреты на литературу
  26. приглашение]
  27. Бакинская чайхана18+
  28. 1 2 Aydin Əlizadə / Биография Айдына Али-заде

Ссылки[править | править вики-текст]